Открытие расчетного счета: к каким вопросам от банка необходимо подготовиться

Экономика >> 27.11.2020

Банк запрашивает у клиента определенные документы для открытия счета для ООО или ИП. Их список чаще всего стандартный, и все они есть под руками у руководителей и собственников бизнеса. Но из официальных бумаг информации не всегда достаточно, и за дополнительными данными кредитная организация вынуждена обращаться к клиенту. Рассмотрим частые вопросы при открытии расчетного счета ООО или ИП и рекомендации по ответам на них.

Сфера деятельности бизнеса

Основные направления бизнеса указываются при его регистрации и отображаются в выписках ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Но часто туда включают множество кодов «на будущее». Банку же необходима точная информация о том, чем занимается клиент.

Чаще всего вопрос о сферах деятельности носит только технический характер и нужен для понимания сотрудниками типов будущих операций. Но некоторые банки могут настороженно относиться к новым транспортным компаниям, туристическим агентствам, строительным и другим организациям.

Чаще всего из-за направления деятельности в открытии счета не отказывают, даже если оно входит в число подозрительных для кредитной организации. Но сотрудники могут запросить дополнительные документы у клиента или тщательнее контролировать операции по счетам.

Цель открытия счета

Банки запрашивают цель открытия расчетного счета, чтобы понять, для чего он будет использоваться. Если клиент заявляет о намерениях проводить «обнальные» операции, в заключении договора ему откажут, т. к. подобные действия запрещены законом и банки с ними борются.

Допустимые цели открытия счета:

  • проведение расчетов с партнерами и контрагентами;
  • использование нового счета в качестве резервного;
  • разделение потоков денежных средств от разных проектов;
  • получение доступа к другим банковским продуктам (кредиты, эквайринг и т. п.).

Желательно, чтобы устно клиент заявлял те же цели, что и в анкете. Несовпадение может привести к дополнительным подозрениям в отношении легальности операций по счету.

Владельцы бизнеса

Банк интересуют и владельцы бизнеса, указанные в документах, и конечные бенефициары. Это связано как с требованиями законодательства, так и с требованиями безопасности. В некоторых случаях представители банка даже настаивают на встрече не только с руководством, но и с собственниками организации.

Если владельцы бизнеса привлекались к ответственности за мошенничество, экономические преступления или замечены в нелегальном обналичивании денег, открыть счет будет сложно. В этой ситуации банк чаще всего предпочтет воспользоваться правом отказать в заключении договора.

Легальность деятельности клиента и выполнение им обязанностей по уплате налогов

Банки ведут свою деятельность легально и беспокоятся о своей положительной репутации. Они не хотят связываться с теми, кто занимается нелегальной деятельностью в любом ее виде. Если у кредитной организации возникнут вопросы относительно того, насколько законна деятельность клиента, она может запросить подтверждающие документы. Например, если производимые товары или услуги подлежат лицензированию, компанию попросят представить заверенные копии лицензий.

Финансовые учреждения также проверяют, чтобы клиент платил налоги. При наличии блокировок из-за неуплаты налоговых платежей открывать счета запрещено законом. Кроме того, вопросы относительно уплаты налогов у банка появятся и в ситуации, когда отчисления по налогам ООО или ИП составляют менее 1–3%, в зависимости от сферы деятельности. Считается, что данные категории клиентов могут уходить от налоговых платежей незаконными путями. Работать с ними банку невыгодно из-за множества рисков вплоть до возможного отзыва лицензии.

Партнеры клиента по бизнесу и его контрагенты

Банки требуют, чтобы клиенты ответственно выбирали партнеров и контрагентов. Причиной для отказа в открытии счета может стать работа с сомнительными фирмами-однодневками или людьми, замешанными в отмывании незаконных доходов. Плюсом при принятии решения об открытии счета станет наличие среди партнеров или покупателей государственных учреждений или представителей крупного бизнеса.

Данные о юридическом и фактическом адресе

Регистрация организации по одному адресу, а работа — по-другому может свидетельствовать о нарушении закона. Банки стараются проверять эту информацию еще до заключения договора. При наличии подозрений, что фактический адрес не совпадает с указанным в документах, они запрашивают документы о собственности или аренде на офис, а иногда сотрудники службы безопасности или представители банка специально выезжают к клиенту для проверки его нахождения по указанному адресу.

Планируемые обороты

Чем выше обороты компании, тем интереснее она для банка в качестве клиента. Зная о планируемых суммах операций фирмы, представители кредитной организации могут посоветовать подходящий набор услуг или тарифный план.

При этом банк использует информацию об оборотах и для оценки легальности работы потенциального клиента. Например, если только созданная организация заявляет о плане на большие обороты, но не может объяснить, чем собирается заниматься и с кем работать, это будет выглядеть подозрительно.

Сведения о директоре и главном бухгалтере

Данные директора и главного бухгалтера необходимы банку для соблюдения норм законодательства и требований безопасности. Как правило, без доверенности воспользоваться деньгами на счете может только руководитель, и кредитная организация обязана следить за этим.

Кроме того, банк интересуют личности руководителя и главного бухгалтера для проверки благонадежности клиента. Если они ранее привлекались за налоговые, другие экономические преступления или мошенничество, это станет причиной для повышенного контроля за операциями по счету. Более строго проверять клиента будут и в ситуации, когда директор компании руководит еще множеством других фирм.

Легально работающим организациям и ИП не стоит бояться вопросов от банка при открытии счета. Чаще всего ответить на них для руководителя или бухгалтера не составит труда, а полученная кредитной организацией информация позволит ей убедиться в легальности деятельности фирмы. Но чтобы сэкономить время, ответы на частые вопросы стоит подготовить заранее.