Где гуляли москвичи четыре века назад, на что обратили внимание Джереми Моррис и Елена Лихач и где в столице можно потрогать метеорит

Говорят, что Москва — это место откуда можно отправиться практически в любую историческую эпоху и можно узнать, где, например, москвичи XVII века покупали пряники или как делали мультфильмы в XIX веке. Не верите? В столице сейчас работает 450 музеев, то есть вам не хватит и года, чтобы посетить каждый из них. В данной статье вы узнаете, куда непременно следует отправиться.

И первая точка на нашем маршруте, это небольшое здание на Манежной площади. Только представьте в нескольких метрах от вас ревут машины на Тверской, как огромный пчелиный рой гудит Охотный Ряд, куда ни глянь сплошные блага цивилизации XXI-го века. Но вот вы спускаетесь на семь метров вниз и оказываетесь в Москве XVIII века. Это не машина времени, это Музей археологии Москвы. Когда строили Центр «Охотный ряд» на Манежной площади, провели археологические раскопки и обнаружили под землёй великолепно сохранившиеся опоры Воскресенского моста. Это был первый каменный мост в столице. Он появился в начале XVII века и простоял до начала XIX. Воскресенский мост пролегал через Неглинную речку, но после наполеоновского пожара реку и мост засыпали, а сейчас это главный экспонат Музея археологии. Это сооружение изящно вписано в интерьер. Кстати, у моста есть очень милое, альтернативное название – пряничный. Поскольку рядом с ним постоянно торговали пряниками. Их, к сожалению, в музее не подают, зато показывают, как выглядела старая Москва. Для этого нужно заглянуть в интерактивный бинокуляр. Музей совсем небольшой, но сокровища, которые вы можете в нём увидеть, явно стоят потраченного времени.

Следующая точка на нашей карте, это музей, который переворачивает все представления о том, что у нас под ногами. В Геологический музей имени Вернадского на улице Моховой хочется возвращаться снова и снова. Началось все в XVIII веке с уральских заводчиков Демидовых, которые подарили будущему музею свою уникальную коллекцию минералов, привезённых из Германии. Сегодня, это огромное собрание камней, минералов и даже метеоритов. А ещё там можно почувствовать себя шахтёром из прошлого и даже спуститься в импровизированную шахту в настоящей клети и в настоящих касках. Поэтому закладывайте на поход не меньше трёх часов, чтобы успеть узнать, что же находится внутри нашей планеты.

Двигаемся дальше. Во времена Петра Великого, фармакологической промышленности не было и все лекарства изготавливались в аптеках. А ингредиенты, выращивали в так называемых «Аптекарских Огородах». В 1706-ом году такой «Огород» появился в Москве на северной окраине города (сейчас это станция метро «Проспект Мира»). «Аптекарский Огород» – это отличный вариант для променада, а тогда там действительно выращивали не только лекарственные травы, но и овощи для царского стола. После революции, конечно все изменилось. Сад забросили, заборы растащили, а стеклянные галереи – разобрали. Но в 30-е годы, когда Сталин взялся за перестройку Москвы на «Аптекарский Огород» у правительства, были огромные планы. Из него хотели сделать масштабный парк в стиле сталинского ампира. Но увы, случилась война и там снова стали выращивать овощи, чтобы было что есть простым москвичам. После победы, сад снова зажил своей жизнью, но такой масштабной, как хотелось советским властям – не получилось. Сейчас, «Аптекарский Огород» – это уютный оазис, где можно отдохнуть душой, погрузиться в благоухание цветов, трав и понаблюдать за золотыми рыбками в маленьком пруду.

В четвертом музее, вы научитесь любить ушами, потому что это Музей Музыки на улице Фадеева. Уникальное место, где без всякого музыкального образования вы можете дирижировать оркестром и научитесь исполнять барабанные партии на кастрюльках. Это не тот музей, где нужно ходить на цыпочках, тут можно шуметь, причем вас научат шуметь так, чтобы получалась музыка. Но это не все, погрузиться в историю, вам поможет огромная коллекция музыкальных инструментов. Скрипки, виолончели, контрабасы от лучших итальянских и французских мастеров. Началась эта коллекция с тридцати инструментов: которые передал в Московскую Консерваторию коллекционер Константин Третьяков (однофамилец создателя картинной галереи). Он пожертвовал инструменты с одним условием, чтобы ими могли пользоваться ученики, у которых не хватает средств на свою скрипку. Сегодня в коллекции музея больше 250-ти экспонатов и время от времени на них играют современные виртуозы. А если возьмете аудиогид, то даже мыслями погрузитесь в Италию XVIII века, и сам Антонио Страдивари презентует вам свою лучшую скрипку.

Еще одна локация – это самый крупный в мире Музей архитектуры, находится он на Воздвиженке. Фонд насчитывает свыше миллиона экспонатов: подлинные чертежи, фотографии, документы из архива и макеты домов. Впервые, мысли о создании грандиозного музея, появились еще в начале прошлого века, но сомнения были прямо пропорциональны энтузиазму, дескать зачем нужен музей, если всю архитектуру можно увидеть в городе. Развитие началось, когда Молотов поддержал Алексея Щусева с его общественной кампанией в послевоенные месяцы. Собственно, тогда же музей окончательно обосновался в усадьбе Талызиных. Но самая интересная достопримечательность МУАРа — это флигель «Руина», бывшие царские конюшни, превращенные после реставрации в одно из самых необычных выставочных пространств города. Здание сохранило аутентичные материалы, открытые своды, слои краски на стенах, оригинальную штукатурку и старую кладку. Даже пол в здании не стали менять на новый. Здание настолько антуражно, что именно оно было выбрано для юбилея британского ювелирного бренда Дэвид Моррис. Наследник драгоценной империи Джереми Моррис настолько вдохновился атмосферой старины, что презентовал новую коллекцию филигранных шедевров под лучами софитов на стилизованных моделях зданий известных архитекторов. А приглашенные гости Ольга Муцоева, Снежана Георгиева, Юлия Матвиенко, Елена Лихач, и другие были поражены локацией, не меньше, чем сверкающими экспонатами.

Елена Лихач

На фото Елена Лихач

Для полноценного путешествия по другим эпохам, не покидая Москвы, не хватает музея Кино на ВДНХ – настолько тематическое место, что даже номерки в гардеробе, не просто цифры, а интересные факты из мира кино. Например, если вы повесите куртку на 68-ую вешалку, то узнаете, что короткометражная лента Леонида Гайдая «Самогонщики», была рекордно продана в 68 стран мира. Согласитесь отличный способ прокачать эрудицию. Из музея кино можно переместиться на коронацию Николая II, где впервые в мире сняли репортаж, на огромные неповоротливые кинокамеры. В музее кино можно внимательно изучить эти агрегаты и попробовать себя в роли создателя первых спецэффектов, для этого тоже есть специальный вращающийся аппарат – праксиноскоп, который старше, чем само кино. Отдельная изюминка экспозиции, это сценарии, раскадровки и художественные зарисовки советских фильмов. И конечно вживую посмотреть на международные награды наших режиссёров – это отдельный вид удовольствия. Приятный бонус, тут есть собственный кинозал, так что посещение этого музея придётся по вкусу каждому.

Теперь вы знаете как минимум шесть не банальных мест в Москве, где можно узнать, как жили, что слушали, где гуляли жители столицы несколько веков назад.