Парк искусств московского объединения "Музеон"

Территория современного Парка искусств - часть низкой поймы Москвы-реки - зеленый треугольник, образованный Крымским валом, набережной Москвы-реки, Мароновским переулком - в генеральных планах реконструкции и развития Москвы рассматривается как часть зеленого клина, простирающегося от Воробьевых гор до Кремля.

До XVII века территория, где сейчас располагается Парк искусств МУЗЕОН, практически не подвергалась застройке. Большая часть территории на западе размещается в пойме реки Москва, частые наводнения и болотистый характер местности мешали ее освоению. Тем не менее, уже тогда данная территория имела большое градостроительное значение, так как располагалась вдоль Калужской дороги, ведущей к Калужским воротам Земляного города, села Голутвина, поселения, получившего название Бабий городок, и Крымского дворца.

К середине XVIII века практически полностью оформлена северная часть парка, однако проблема наводнений остается. Еще в 1789 году рассматривался проект строительства канала от Крымского моста, который раздвоив реку Москва (выше современной стрелки), ослабил бы напор воды и образовал небольшой остров. Но весь проект реализован не был, появился лишь Водоотводный канал. В первой половине XIX века сегодняшний Парк искусств представляет собой квартал с плотной застройкой, за исключением западной части, занятой лугом. Застройка в основном из деревянных одно-двух-этажных зданий.

Композиционно застройка подчиняется доминантам церквей, расположенных в непосредственной близости: Марона Чудотворца, Иоанна Воина, Николая Чудотворца в Голутвине, которая и сегодня находится на территории МУЗЕОНА.

Целенаправленное проектное освоение территории начинается в начале 1920-х годов в связи с решением в 1922 году на съезде Советов организовать Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСиКПВ). Участок для выставки был выбран на берегу Москвы-реки, между Крымским валом и Нескучным садом, и после закрытия выставки должен был остаться в качестве благоустроенного парка Москвы, пригодного для различных выставок, ярмарок, спорта (с 1928 года - Парка им. А. Горького).

По плану 1924 года «Новая Москва», составленному Алексеем Щусевым, на данной территории разбивался парк, продолжение ВСиКПВ. В нем предполагалось размещение стадиона. Проектное предложение по этому плану осуществлено не было. Еще одним неосуществленным проектом по предложению Ивана Жолтовского стало размещение на территории Дворца совета. Парковую ось ансамбля планировалось связать с осью главного входа в Парк Горького.

В 1935 году Щусев вновь становится руководителем проекта разработки территории, но уже в связи со строительством комплекса зданий Академии Наук. Строительство здания Академии Наук началось в 1941 году с музейного корпуса, граничащего с Крымским валом. Однако во время войны оно было остановлено и к нему больше не возвращались.

В последующие годы велись интенсивные разработки данной территории. Но начавшееся строительство жилых кварталов было приостановлено в связи с появлением идеи создания Парка искусств.

Эту идею поддержала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева.

В 1970-х годах началось строительство корпуса Дома художника и Новой Третьяковской галереи. Строительство велось по проекту НиколаяСукояна и ЮрияШевердяевого. По мнению и современников, и экспертов, принятый к строительству проект был намного слабее проекта Щусева и не учитывал особенности ландшафта территории и ее композицию.

В 1983 году по проекту Сукояна и Шевердяевого и устному распоряжению первого секретаря МГК КПСС В. Гришина была спроектирована и построена детская художественная школа им. Сурикова. В основе был типовой проект школьного здания и к нему со стороны Крымского вала сделана индивидуальная пристройка.

Несмотря на озеленение и благоустройство территории в последующие годы и появления Парка скульптур здесь так и не был реализован цельный, продуманный проект, учитывающий особенности центрального территориального расположения, близости к реке и к основным городским достопримечательностям.